Перейти к содержимому

Программа дополнительного образования «Основы ухода за тяжелобольными, пожилыми и инвалидами»

ДО С30

  • Очная
    Форма обучения
  • 30 часов
    Объем программы
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
    Уровень образования

  • 3200₽
    Стоимость обучения

К освоению програмы допускаются

Граждане с любым уровнем образования достигшие 18 лет. Родственники, волонтеры, соседи, опекуны граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью. Социальные работники, сиделки, персональные помощники, специалисты, осуществляющие уход за пожилыми гражданами и инвалидами.

Предназначено:

Настоящая программа предназначена для базовой подготовки слушателя к деятельности, направленной на оказание помощи по уходу за пожилыми, тяжелобольными и инвалидами на дому.

Цель учебного курса:

Основной целью обучения родственников тяжелобольных, пожилых и инвалидов является формирование у них необходимых знаний и навыков по уходу, способствующих эффективной реабилитации и повышению качества жизни лиц, нуждающихся в посторонней помощи:

  • создание физического, социального, психологического комфорта;
  • уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания;
  • улучшение качества жизни; профилактика возможных осложнений;
  • установление психологического контакта, выявление нарушенных потребностей.

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания слушателя и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Целью образовательного процесса является освоение слушателями принципов, навыков и умений, эффективной организации деятельности в рамках помощи подопечному. В процессе обучения особое внимание обращается на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности жизнедеятельности.

После прохождения курса

Слушатель должен знать:
  • современные технологии в уходе;
  • правила санитарно-гигиенического содержания помещений;
  • правила санитарно-гигиенического содержания медицинского оборудования и инструментов;
  • особенности коммуникативного процесса, обусловленные ограниченными функциональными возможностями организма лиц, нуждающихся в уходе (нарушениями слуха, зрения, памяти, речи, мышления, двигательных функций);
  • правила эффективного общения с лицами, имеющими ограниченные функциональные возможностями организма (нарушениями слуха, зрения, памяти, речи, мышления, двигательных функций) и нуждающихся в постороннем уходе;
  • правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • технические средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • основы физиологии и гигиены человека;
  • сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания;
  • продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в постороннем уходе;
  • санитарные правила при приеме пищи и кормлении;
  • способы кормления малоподвижных и обездвиженных лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья, заболевания, связанные с образом жизни и пагубными привычками;
  • понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека в разные возрастные периоды жизни;
  • способы проведения активной и пассивной гимнастики лицам, нуждающимся в постороннем уходе;
  • способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека (сознание, дыхание, кровяное давление, пульс, температура тела);
  • время приема и способы хранения лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача и инструкцией по применению;
  • способы применения грелок, пузырей со льдом, горчичников, компрессов, растираний, введения капель;
  • здоровье сберегающие технологии при перемещении пациента с недостаточностью самостоятельного ухода;
  • порядок проведения санитарной обработки и гигиенического ухода за пациентом с недостаточностью самостоятельного ухода (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание полости рта, уход за ногтями, волосами, влажные обтирания, подмывание, душ);
  • методы пособия при физиологических отправлениях пациенту с недостаточностью самостоятельного ухода;
  • правила информирования врачей об изменениях в его состоянии и поведении;
  • алгоритм измерения антропометрических показателей;
  • показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента;
  • санитарно-эпидемиологические требования соблюдения правил личной гигиены;
  • режим работы лечебно-профилактических учреждений, контактные данные скорой и неотложной помощи, экстренных служб, родственников и законных представителей лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • виды прогулок, требования к их продолжительности и температурному режиму, рекомендованные врачом физические нагрузки;
  • современные технические средства для реабилитации лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • правила кормления пациента с недостаточностью самостоятельного ухода;
  • технологию приготовления блюд диетического и лечебного питания;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организации питания;
  • алгоритм смены нательного и постельного белья клиенту с недостаточностью самостоятельного ухода;
  • правила использования и хранения предметов ухода;
  • способы ухода за одеждой, обувью и постельным бельем лица, нуждающегося в постороннем уходе, виды тканей и материалов, способы их чистки, стирки и глажения;
  • условия безопасной транспортировки и перемещения клиента с использованием принципов эргономики;
  • способы и средства оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях.
Слушатель должен уметь:
  • организовать условия для надлежащего содержания и скорейшего выздоровления подопечного;
  • понимать особенности ухода за больными и уметь оказывать помощь при кормлении, личной гигиене и перемещении нуждающегося в помощи;
  • контролировать соблюдение рекомендаций лечащего врача по приему лекарственных препаратов, процедур, двигательному режиму и лечебному питанию;
  • использовать специальные средства для размещения и перемещения пациента в постели с применением принципов эргономики;
  • размещать и перемещать подопечного в постели с использованием принципов эргономики;
  • измерять температуру тела, частоту пульса, артериальное давление, частоту дыхательных движений;
  • обеспечивать инфекционную безопасность клиента, используя средства и предметы ухода при санитарной обработке помещений, оборудования, предметов быта и гигиеническом уходе за клиентом;
  • оказывать пособие лицу с недостаточностью самостоятельного ухода при физиологических отправлениях: осуществлять смену абсорбирующего белья, калоприемника, мочеприемника, подмывать, оказывать помощь при пользовании судном, в том числе, выносить и мыть судно, обрабатывать больному руки и другие части тела при необходимости;
  • вести беседу в позитивном эмоциональном настрое, несмотря на остроту обсуждаемых ситуаций, преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, обеспечивать психологический комфорт при уходе за лицами, нуждающимися в постороннем уходе;
  • доставлять продукты (блюда) и осуществлять приготовление блюд в соответствии с назначенной врачом диетой, подогревать пищу перед подачей на стол;
  • кормить подопечного с недостаточностью самостоятельного ухода (с ложки, из поильника), обеспечив клиенту принятие позы, удобной для принятия пищи;
  • организовывать прием пищи с соблюдением правил санитарии и личной гигиены и безопасности;
  • наблюдать и сопровождать прием пищи лицами, нуждающимися в постороннем уходе, давая при необходимости речевые указания и применяя адаптивные столовые приборы и приспособления;
  • проводить адаптацию пищи к приему (изменение консистенции или использование загустителя) по назначению врача;
  • проверять условия и сроки хранения скоропортящихся продуктов питания;
  • накрывать стол (прикроватный столик), располагая блюда, приборы и приспособления в соответствии с возможностями лиц, нуждающихся в уходе;
  • производить смену нательного и постельного белья, контролировать его состояние и обеспечивать его соответствие гигиеническим и эстетическим нормам;
  • осуществлять стирку постельного и нательного белья в домашних условиях;
  • мыть посуду ручным способом и/или с помощью посудомоечной машины;
  • правильно применять средства индивидуальной защиты;
  • содействовать в создании для лица, нуждающегося в постороннем уходе безопасной и адаптированной среды жизнедеятельности;
  • организовывать и/или производить уборку и проветривание жилого помещения и жилища, поддерживать его санитарное состояние, осуществлять вынос мусора;
  • оказывать помощь при осуществлении ежедневных гигиенических процедур, принятии ванны или душа, бритье, стрижке ногтей;
  • пользоваться специальными приспособлениями для проведения гигиенических процедур;
  • осуществлять сопровождение гигиенических процедур и процедур переодевания, давая при необходимости инструкции и указания;
  • по назначению врача осуществляет постановку горчичников, наложение компрессов (холодного, горячего, согревающего, масляного), применяет грелки, пузырь со льдом, растирания, введение капель;
  • оказание помощи при передвижении лиц, нуждающихся в постороннем уходе, с использованием технических, специальных и подручных средств;
  • организовывать сборы и сопровождать больного на прогулках, при посещениях медицинских и иных организаций, контролировать и регулировать нагрузку во время прогулок, способствуя его максимальной самостоятельности и стимулируя ее;
  • оказывать лицу, нуждающемуся в постороннем уходе, содействие в осуществлении последним какой-либо самостоятельной деятельности;
  • эффективно взаимодействовать с различными службами в интересах лица, нуждающегося в постороннем уходе.
Готовы начать обучение?
Подайте заявку для начала обучения!