
Постановление Правительства РФ № 1380
Постановление Правительства РФ от 05.09.2025 № 1380 вводит абсолютно новый порядок проведения надзорных мероприятий в области транспортной безопасности. С этой даты утрачивает силу предыдущий регламент (ПП РФ № 1051 от 29.06.2021).
Это не просто обновление, а принятие совершенно нового, более объемного и структурно переработанного Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности. Для субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) это влечет серьезные изменения.
Что важно знать каждому СТИ
Новый порядок означает:
- Полный пересмотр внутренних процедур взаимодействия с Ространснадзором.
- Высокий риск несоблюдения новых требований из-за их сложности, что может привести к предписаниям и административной ответственности.
Ключевые изменения в соответствии с Постановлением № 1380
1. Изменение подхода к управлению рисками и категорированию
- Новый порядок категорирования: Отнесение объектов к категориям риска теперь осуществляют территориальные органы Ространснадзора, внося сведения в Единый реестр видов контроля (п. 10-11 Положения). Категория риска может пересматриваться раз в 6 месяцев или по заявлению СТИ.
- Учет «добросовестности»: Вводится оценка добросовестности контролируемого лица (п. 39-43). При соответствии критериям (отсутствие АНВ, участие в мониторинге, отсутствие нарушений) категория риска может быть понижена на одну ступень.
Что это значит для СТИ:
- Риск увеличения периодичности плановых проверок из-за отнесения к более высокой категории по новым критериям.
- Появление возможности: Активная работа по обеспечению безопасности теперь может быть «конвертирована» в понижение категории риска и снижение административной нагрузки (меньше проверок).
- Необходимо активно мониторить свой статус в Едином реестре и при необходимости обжаловать его или подавать заявление о понижении категории.
2. Расширение и детализация профилактических мероприятий
Новое Положение детально регламентирует:
- Консультирование: четкий порядок, время, формы и ограничения (п. 23-28).
- Профилактические визиты: по инициативе органа или СТИ, с использованием мобильного приложения «Инспектор» и средств дистанционного взаимодействия (п. 32-37).
- Меры стимулирования добросовестности: присвоение репутационного статуса и право его публичного размещения (п. 38).
Что это значит для СТИ:
- Риск увеличения количества профилактических визитов, которые требуют ресурсов и готовности предоставить информацию.
- Появление новых каналов взаимодействия (мобильное приложение, ВКС), что требует технической готовности.
- Возможность активнее использовать консультационный ресурс Ространснадзора.
3. Изменения в проведении контрольных (надзорных) мероприятий
- Дистанционные формы контроля: Закреплена возможность проведения инспекционных визитов, рейдовых осмотров и выездных проверок с использованием ВКС и мобильного приложения (п. 46, 70, 84, 90, 97).
- Эксперименты: Уточнен порядок проведения экспериментов с тест-предметами/субъектами с обеспечением анонимности (п. 72-81).
- Мониторинг (наблюдение): Детально прописан порядок обязательного и добровольного мониторинга с использованием ТСОТБ (п. 99-117). Для аэропортов высших категорий обязательный мониторинг — прямое требование.
Что это значит для СТИ:
- Риск внезапных «дистанционных проверок» через ВКС, что требует постоянной готовности.
- Повышенные требования к технической оснащенности: необходимо обеспечить бесперебойную работу ТСОТБ и предоставить надзорному органу удаленный доступ к данным.
- Невыявление тест-субъекта формализовано как основание для повышения категории риска.
4. Специальные режимы надзора для КВО
Детализированы режимы постоянного рейда и надзора на критически важных объектах (КВО) (п. 118-140). Для аэропорта-КВО это означает:
- Обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на территорию и к документации в любое время по графику (п. 137).
- Постоянное присутствие надзорного органа, что повышает вероятность выявления нарушений.
5. Новые ключевые показатели надзора
Вместо сложного «Уровня устранения риска» вводятся два понятных показателя (п. 144):
- Доля совершенных АНВ от общего количества угроз (не более 6% в год).
- Соотношение АНВ с пострадавшими и общего количества АНВ (не более 1 на 10).
Что это значит для СТИ:
- Фокус надзора смещается с процедур на реальные результаты — недопущение инцидентов и минимизацию их последствий.
- Риск усиления внимания надзорного органа даже при единичном инциденте, если он срывает целевые значения показателей.
-
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре в области транспортной безопасности)